Основи програмування на PHP8
Повний список азів програмування на PHP 8 – основа! дуже коротко про все крім ООП.
<?php include 'vars.php'; ?> виконує вказаний файл
<?php include_once 'vars.php'; ?> //Підключає тільки один раз
<?php require 'vars.php'; ?> У разі відсутності видасть помилку і зупинить виконання скрипту
<?php require_once 'vars.php'; ?> //Підключає тільки один раз
Робота з url:
print basename ( __FILE__); // виведення імені файлу з розширенням
print basename($_SERVER['PHP_SELF'], ".php"); // вивід тільки імені
Вставка куска коду, при умові, в HTML:
<?php if ($ac_grp["edit_seo"] == 1 && $current_url == 'index.php'): ?>
<!-- ☣ Якщо вірно - виведеться інформація -->
<?php else: ?>
<!-- ☣ Ця частина якщо не вірно -->
<?php endif ?>
1. У чому редагують код PHP:
Для зручного набору є редактори коду (IDE).
- PhpStorm (платний);
- Visual Studio Code (безкоштовний);
- Atom (безкоштовно);
- Codelobste
Можна і без (IDE):
2. Объявление переменной
PHP – мова зі слабкою типізацією, тобто перед оголошенням змінної не потрібно задавати її тип. Щоб оголосити змінну, перед її ім'ям ставлять знак долара $
:
Тут:
Змінній animal
присвоїли значення Сat
.
Виведемо на екран змінну animal
:
Одне значення можна надати кільком змінним:
Коментарі
Однострочный комментарий начинается с двух слешей //
или хеш-символа #
, а многострочный заключается в /* */
:
3. Типы данных
3.1. Строки
Строка – набор символов, заключенный в одиночные ''
или двойные кавычки ""
:
Конкатенация строк
Оператор конкатенации точка .
соединяет левый и правый аргументы:
Оператор присваивания с конкатенацией .=
присоединяет правый аргумент к левому:
Чтобы перенести слово на новую строку воспользуемся символом переноса \n
, который работает только в двойных кавычках:
3.2. Числа
Целое число (integer) не имеет дробной части:
Число с плавающей точкой
Число с плавающей точкой имеет дробную часть и задается следующий образом:
Чтобы узнать тип переменной воспользуемся функцией gettype()
, а для преобразования числа с плавающей точкой в целое число функцией intval()
:
Арифметические операторы
Оператор | Операция |
+ | Сложение |
- | Вычитание |
* | Умножение |
/ | Деление |
% | Деление по модулю |
** | Возведение в степень |
Таблица 1. Арифметические операторы
Мы можем сложить два числа через запись $number_one = $number_one + $number_two;
или через сокращенную запись $number_one += $number_two;
:
Операторы сравнения
Чтобы сравнить значения используют операторы сравнения, которые возвращают true
или false
:
Если строка не содержит число, то интерпретатор PHP приводит значение строки к 0. Если в строке есть число и оно стоит после буквенных символов, то значение всей строки также приводится к 0. Е сли число стоит перед буквенными символами, то для сравнении берется только число.
Оператор | Значение |
$n == $m | True, если $n равно $m |
$n === $m | True, если $n равно $m и имеют одинаковые типы |
$n! = $m | True, если $n не равна $m |
$n <> $m | True, если $n не равна $m |
$n !== $m | True, если отличаются тип или значение переменных |
$n < $m | True, если $n меньше $m |
$n > $m | True, если $n больше $m |
$n <= $m | True, если $n меньше или равна $m |
$n >= $m | True, если $n больше или равна $m |
$n <=> $m | Возвращает -1, если $n меньше $m, 0 в случае равенства и 1, если $n больше $m |
Таблица 2. Операторы сравнения
Порядок операций
Сначала считается выражение в скобках:
4. Условный оператор if-else
Оператор if
выполняет код, если выполняется условие. В противном случае выполняется код после else, который переводится, как «иначе», «в другом случае».
Напишем несколько условий с оператором if
и if-else
:
для проверки дополнительных условий используется оператор elseif
:
Здесь:
&&
– логический оператор И
. В нашем условии проверяемое число должно быть больше четырех и меньше десяти.
Оператор | Значение | Результат |
$n and $m | И | true, если и $n, и $m true |
$n or $m | Или | true, если или $n, или $m true |
$n xor $m | Исключающее Или | true, если $n, или $m true |
! $n | Отрицание | true, если $n не true |
$n && $m | И | true, если и $n, и $m true |
$n || $m | Или | true, если или $n, или $m true |
Таблица 3. Логические операторы
5. Тернарный оператор
Тернарный оператор сокращает запись проверяемого условия и имеет следующий синтаксис:
Проверим, переменная n
больше 10
или нет. Если значение n
больше 10
, уменьшим значение n
на единицу (декремент). В противном случае увеличим на единицу (инкремент).
6. Переключатель switch
Переключатель switch
проводит нестрогое сравнение ==
значений и передает управление соответствующему оператору case
. Если значение не совпадает со значением из case
, тогда выполняется переход к оператору default
.
Напишем конструкцию из переключателя switch
и двух операторов case
:
7. Цикл while
Оператор while
выполняет код до тех пор, пока значение условия не станет ложным.
Выведем на экран пять раз слово Hello
.
Расшифровка:
while
– обозначение цикла.
$m = 0
– начальное значение переменной m
.
$m < 5
– условие, которое проверяется перед началом цикла.
$m++
– инкрементирование, то есть увеличение переменной на единицу.
echo "Hello\n"
– вывод на экран слово Hello
каждый раз с новой строки \n
.
Другой способ записи с помощью декремента в условии:
Здесь:
$m--
– декрементация, то есть уменьшение значения переменной на единицу. В это примере знак декремента --
стоит после переменной, поэтому мы получим четыре итерации (от 4 до 0).
Если поставить оператор декремента перед переменной --$m
, то мы получим три итерации (от 4 до 1):
8. Цикл do..while
Цикл do..while
выполняется минимум один раз, так как условие выполнения цикла проверяется в конце итерации, а не в начале как в цикле while
.
Напишем цикл, выводящий на экран четыре раза слово Hello
:
9. Цикл for
Когда нам известно количество итераций, вместо цикла while
лучше использовать цикл for
.
- Инициализирующее выражение выполняется один раз в начале цикла.
- Проверяется условие. Если оно истинно, то выполняется тело цикла. Если ложно, то выполнение цикла прерывается.
- В конце каждой итерации изменяется счетчик (увеличивается или уменьшается).
Цикл выполняется, до тех пор, пока условие истинно, то есть значение i
не станет равным 4:
10. Цикл foreach
Цикл foreach
последовательно перебирает элементы массива.
На каждой итерации переменной присваивается значение текущего элемента последовательности. Переберем все элементы массива и умножим каждый элемент на 3:
11. Массивы
Массивы – упорядоченная коллекция элементов с доступом по индексу или ключу. Индексный массив создается двумя способами:
Через функцию array()
:
и через квадратные скобки []:
Здесь:
echo $a[1]
– вывести на экран второй элемент массива.
Нумерация массива начинается с 0
. В нашем случаем элементу массива Cat
соответствует порядковый номер 0
, Dog
– 1
, 123
– 2
. Для обращения к элементу массива используется следующий синтаксис: $имя_массива[индекс_элемента]
.
Рекомендуется объявлять массив через квадратные скобки, так как эта запись компактнее.
Создадим пустой массив:
Добавим в него несколько элементов и выведем на экран его содержимое:
Чтобы добавить новый элемент мы использовали запись $имя_массива[] = новый_элемент
. Первый добавленный элемент получает индекс 0
. Индексы следующих элементов увеличиваются на 1
. Можно задать индекс самостоятельно. Для этого в квадратных скобках укажем нужный нам индекс:
При добавлении непронумерованного элемента 5000
, значение его индекса будет на единицу большего максимального значения индекса в массиве – 101
:
Для удаления элемента из массива воспользуемся функцией unset()
:
Здесь:
unset($array[2])
– удаление третьего элемента массива.
В качестве индекса также используют строки:
В таком случае мы получаем что-то напоминающее словари в других языках программирования с ключами и значениями. В PHP такой массив называют ассоциативным.
Ассоциативный массив объявляется через символы =>
:
Создадим ассоциативный массив:
Здесь:
'first_key'
– ключ.
'Cat'
– значение.
Для поиска ключа по значению используем функцию array_search():
Здесь:
array_search('Cat' ,$array)
– поиск ключа, соответствующего значению Cat
в массиве array
.
Чтобы подсчитать количество элементов в массиве воспользуемся функцией count()
:
Также можно создать многомерный массив:
'animals' => ['Cat', 'Dog']
– ключ animals
с двумя значениями: Cat
и Dog
.
'second_array' => [5000, 33, ['third_array' => ['Hello']]]
– ключ second_array
с тремя значениями: два числа 5000
, 33
и массив, но уже со своим ключем third_array
и значением Hello
.
12. Функции
Функция – подпрограмма, которая на входе принимает аргументы (бывают функции без входных аргументов), выполняет код и возвращает результат. Функциональное программирование упрощает жизнь программиста, так как не нужно копировать и вставлять фрагменты кода снова и снова. Достаточно обратиться к функции когда нужно и сколько угодно раз.
Существуют встроенные и пользовательские функции. Встроенные функции – print()
, print_r()
и так далее – придумали разработчики. Пользовательские функции программисты пишут самостоятельно.
Как объявить функцию
Синтаксис функции:
Здесь:
function
– мы говорим интерпретатору, что отсюда начинается функция.
аргументФункции
– переменные, которые передаются функции для выполнения кода.
имяФункции
– чтобы вызывать функцию, ей нужно присвоить имя.
return
– выдает результат работы функции.
Напишем и вызовем функцию, выводящую на экран фразу Hello, World
.
Аргументы функций
До этого мы рассматривали функции без аргументов – переменных, которые функция получает извне. Напишем функцию с аргументами, которая считает сумму трех чисел: